Технология воспитания — это специальная система способов, процедур и приемов воспитательной деятельности, где педагоги оттачивают свое мастерство. Таким образом, отображается уровень подготовки учителя и воспитателя. Если его методики работают на практике, то значит, он достигнул определенного уровня мастерства.

Особенности технологий воспитания

Воспитание связано с личностным и индивидуальным взаимодействием. Процесс такого взаимодействия очень сложно поддается описанию по алгоритмам. Бывают такие ситуации, когда педагог отдает всего себя воспитанию, а потом о нем составляют легенды. Такими личностями были Макаренко и Сухомлинский. Потому хоть технология и важный аспект воспитания, но она не всегда дает тот результат, который можно получить при помощи таланта, упорства и отработанного мастерства.

В современной психологии существует более 70 технологий и концепций воспитания, которые открывают структуру личности. Эти технологии включают в себя важные пункты:

  • определение четкой конкретной цели;
  • разработка теоретического материала;
  • структура деятельности по этапам;
  • анализ результатов и мониторинг.

Технологии обучения и воспитания

Около ста лет тому назад впервые появилось такое понятие, как педагогическая технология, или технология воспитания. Главная идея — это полное управление учебно-воспитательным процессом. Саму технологию педагоги должны постоянно проектировать и регулярно воспроизводить на уроках, тем самым проверяя эффективность своей же работы. Благодаря этим концепциям педагогический процесс должен гарантировать осуществление поставленных заданий.

По мнению ученых, продуктивные педагогические идеи каждого учителя должны обсуждаться на педагогических советах, где будут разрабатывать проекты по их внедрению в школах. Таким образом, все участники учебно-воспитательного процесса смогут получить новые знания, которые пригодятся в будущей работе.

Описание учебно-воспитательных технологий

Педагогические технологии воспитания — это сложные системы приемов и методик, которые направлены на то, чтобы не только воспитывать учащихся, но и чтобы на них накладывался такой отпечаток в этом процессе, который будет способствовать всеобщему развитию детей. Все эти и другие технологии направлены на организацию учебной и воспитательной работы. Именно воспитательные технологии играют важную роль.

Технологии воспитания — это средства воздействия, которые способствуют приобщению учащихся к культурным и национальным ценностям. Они включают несколько важнейших компонентов:

  • контроль;
  • управление;
  • конструирование;
  • проектирование;
  • целеполагание;
  • диагностирование.

Успешность и характер технологии определяет содержательный компонент. От него зависит, какой тип будет у воспитательной технологии. Преимущественно успешность технологии зависит от того, насколько эффективно сопоставлены цели и их содержание.

Содержание воспитательных целей выглядит следующим образом:

  • создается ситуация успеха;
  • организовывается творческая работа;
  • проводится социализированная оценка школьника;
  • анализируется ситуация, которая сложилась, и определяется цель;
  • передается педагогический опыт;
  • делаются выводы о проделанной работе.

Классификация воспитательных технологий

Существует 3 основных классификации:

  • Философская основа.
  • Научные концепции.
  • По категории объекта.
  • Воспитательные технологии хороши тем, что здесь возможно воспроизвести воспитательную цепочку, где потом можно будет проанализировать полученные результаты.

    Цепочка любого воспитательного процесса выглядит так:

    • подготовка;
    • психологический настрой;
    • содержательная деятельность;
    • заключительный этап;
    • перспективное проектирование.

    В современном мире воспитание играет важную роль. Педагог должен уметь не только интересно подавать учебный материал, но и при этом воспитывать успешных граждан своей страны. Сейчас в мире айфонов и компьютерных игр сложно вовлечь школьников в учебный процесс. Потому разработка и внедрение этих технологий принесет пользу не только сейчас, но и в будущем. Новые поколения учителей будут их совершенствовать. Далее рассмотрим основные технологии воспитания.

    Здоровьесберегающая технология

    Ее основная цель заключается в том, чтобы сохранить психическое и физическое здоровье ребенка. Такие технологии очень необходимы в образовательных учреждениях. Она, в свою очередь, включает:

    • Медико-гигиенические технологии — с их помощью контролируют и обеспечивают надлежащие гигиенические условия на территории школы. Прививки учащимся должны делать в медицинском кабинете. Также здесь должны психологи проводить консультации. Кроме того, все желающие могут обратиться за неотложной медицинской помощью в случае травм и падений. Также медицинский кабинет организовывает разные методические мероприятия, на которых уведомляют учеников, как правильно придерживаться санитарно-гигиенических норм.
    • Технологии физического воспитания. Они направлены на физическое развитие тех, кто занимается спортом и физкультурой. Здесь тренируются скорость, выносливость, гибкость, сила, а также закаляется организм в целом.
    • Экологические технологии сбережения здоровья. Цель их заключается в обустройстве пришкольной территории, где растут разные деревья и кусты. Также подразумевается озеленение класса цветами на подоконниках и создание живых уголков.
    • Технологии, направленные на обеспечение безопасности жизнедеятельности. В курсе “Основы здоровья” подробно рассказывают, как школьникам сохранять свою жизнь и как избегать нежелательных ситуаций (в первую очередь на дорогах).

    Современные технологии воспитания — это настолько разнообразные средства, что не ограничиваются только здоровьем. Потому опытные педагоги выделяют еще технологии проектного обучения. Здесь учащиеся самостоятельно приобретают все необходимые для себя знания. Они тут развивают коммуникативные умения. Все обучение проходит в форме игры. Дети собирают интересующую их информацию, а потом защищают свой проект.

    Личностно ориентированная технология

    Она создает наиболее благоприятные условия для развития личности ученика. Здесь также выделяется несколько смежных подтехнологий:

    • Гуманно-личностный аспект — проповедуется идея всестороннего уважения и любви к ребенку. Она направлена на поддержку личности ученика.
    • Технологии воспитания детей через сотрудничество реализуют такие важные задачи, как равенство и партнерство в отношениях педагога и ученика. Учитель и ученик вместе выбирают цели, а потом поэтапно реализуют их.
    • В технологиях свободного воспитания ребенку предоставляется право свободного выбора.

    Технология педагогики сотрудничества

    Она может быть как образовательной, так и воспитательной. Это особая проникающая методика, где собрались идеи практически всех педагогических технологий. Ее главные цели выглядят так:

    • Обучение и воспитание должно работать в комплексе, поскольку если работать только над обучением либо только над воспитанием, то результата не будет.
    • Гуманный подход к ребенку, где в центре внимания должен быть сам ученик, а не предмет и учитель, который его преподает.
    • Педагогика требований заменяется педагогикой отношений.

    Вот главные концептуальные положения:

    • Необходимо придумать трудную цель.
    • Индивидуальное и коллективное воспитание должно быть взаимосвязано друг с другом, а не идти врозь.
    • Пытаться возродить национальные культурные традиции и обычаи.
    • Всесторонне развивать творческие способности ребенка.
    • Личность школьника должна быть в центре воспитательной системы.
    • Школа должна предоставлять не только новые знания, но и должное воспитание.

    Другие технологии

    Как уже было отмечено в начале статьи, технологий и методик воспитания существует больше 70. Разберем наиболее популярные из них.

    Педагогическое общение — главный принцип заключается в том, что нужно принимать ребенка таким, какой он есть. В этом случае ограничиваются требования учителя, а достоинства ребенка сохраняются.

    Педагогическое разрешение конфликта — устранение противоречий в отношениях между субъектами и поиск компромиссного решения.

    Предъявление педагогического требования — скрытая педагогическая позиция, предъявление норм культурной жизни и проведение бесед, которые рассказывают о местных национальных традициях.

    Педагогическая оценка поведения и поступков школьников — направлена на формирование понимания социальных норм и установок в обществе. Здесь признается независимость и неприкосновенность любой личности.

    Как воспитывать детей, которые еще не пошли в школу?

    Чтобы успешно воспитать детей, которые только заканчивают ходить в садик, необходимо ознакомиться с технологиями воспитания дошкольников. Здесь имеются в виду игровые педагогические технологии. Они направлены на то, чтобы при помощи игровой деятельности стимулировать тягу к обучению и новым знаниям. Основные моменты, которые стоит учесть:

    • для детей формируется специальная игровая задача, которую нужно выполнить за определенное время;
    • все, чему дети научатся, должно соответствовать правилам игры;
    • чтобы перевести дидактическую задачу в игровую, нужно создать условия для соревнования (поделить детей на команды);
    • в завершение дидактического задания выводятся определенные результаты, которые получились в ходе игры.

    В классификации педагогических игр бывают такие направления: обучение, тренинги, развитие, творчество, коммуникабельность и другие полезные человеческие качества, которые дошкольники получают в ходе игры.

    Источник: fb.ru