Дети — это желанные члены семьи, и в большинстве случаев они приносят своим родителям только радость. Но порой случаются ситуации, при которых взрослым надо объяснить ребенку, что он не прав. С другой стороны, дети могут совершить поступок, которым родители станут гордиться. Как же должно осуществляться наказание и поощрение детей в семье, чтобы это выглядело максимально логично и правильно, не доставляя неудобств и не добавляя грустных моментов ни младшим, ни старшим? Попробуем в этом разобраться.

О способах воспитания

Поощрение и наказание детей представляет собой две стороны медали, которая носит название воспитания. И чтобы эта медаль стала все-таки золотой, следует понимать, какие именно существуют основные правила поощрения и наказания.

Есть несколько отличий методов воспитания ребенка в семье от мер педагогических. Необходимо принимать во внимание то, насколько велико индивидуальное влияние мам и пап на деток. Родителям следует проникнуться целью воспитания, правильно представлять его, чтобы сформировать вполне развитую личность.

Самым важным для любого малыша всегда будет добрая семейная атмосфера. Что бы ни случилось, взрослые должны как можно реже выплескивать при детишках свои отрицательные эмоции. Если малыш не сразу делает, что ему велят старшие, не нужно моментально начинать кричать и использовать силу.

Приоритеты поощрения и наказания в воспитании детей будут играть достаточно важную роль при выборе какого-то метода. Родители, жаждущие воспитать в своем чаде самостоятельность, применяют одни методы воспитания. Те, кто хочет выработать у ребенка послушание, применяют иные.

Общие методы

К таким методам воспитания ребенка в семье относят поощрение, убеждение и наказание.

Поощрение подразумевает следующее: подарить подарок, похвалить за хороший поступок или правильно выполненное действие и тому подобное.

Убеждение будет построено на верных советах, личном примере старших, растолковывании, что такое хорошо, а что плохо, внушении.

Наказание в качестве третьего метода говорит о лишении удовольствий, применении силы и сходных действиях.

Даже если родители убеждены, что они выбрали верный способ, сложностей не избежать. Бездуховные родители не в силах показать детям правильный пример. Родители, использующие авторитарный метод воспитания, либо те, кто не наказывают ребенка никогда, правильную личность воспитать не в силах. Не приводят к положительному результату использование физической силы и давление на психику ребенка. Выбирая, какие методы поощрения и наказания в воспитании детей применить, надо очень серьезно обдумать этот момент, ведь спустя много лет он обязательно скажется на личности выросшего ребенка.

Воспитываем, убеждая: используем диалог

С помощью убеждения можно осуществить сильное воздействие на сознание ребенка. Именно благодаря такому методу путем познания жизненных фактов у подрастающего поколения сформируются правильные взгляды. Подобные представления будут закрепляться в сознании ребенка. Когда он начнет познавать что-то новое, расширит свое мировоззрение.

Сформировать определенные взгляды мама может, применив диалог. Такая форма убеждения наполнена полезной информацией, передающейся от взрослого ребенку. При помощи диалога возможно не только общаться, но и воспитывать детишек в правильном контексте.

Диспут в качестве убеждения

Диспут — один из вариантов убеждения. Ребенок и родители всегда смогут вступить в спор по теме, которая их волнует. Когда происходит столкновение разных мнений, приобретаются новые знания и обновляется видение мира. Благодаря диспуту решаются даже воспитательные задачи. Такое убеждение надо осуществлять в игровой форме. Это ни в коем случае не должно быть похоже на обычную бытовую ссору. Воспитывая ребенка, недопустимо руководствоваться только методом убеждения. Лучше всего использовать его в тандеме с приучением. Убеждение будет максимально эффективным, когда ребенок уверен в эрудиции мамы и папы.

Взаимосвязанные методы

Методы поощрения и наказания детей являются взаимосвязанными. Если их поощряют, признаются хорошие качества и положительная оценка поведения детишек. Если наказывают, осуждаются плохие поступки и выражается отрицательная оценка. Этим двум способам воспитания нужно существовать вместе. Педагогика давно доказала их необходимость, потому что они способны не только закалить характер, но и воспитать ответственность и достоинство.

Но в то же время наказанием и поощрением детей в семье не стоит злоупотреблять. Хвалить ребенка надо, так как каждое доброе слово даст ему веры в себя и свои силы. Но не стоит хвалить за то, что уже было достигнуто не один раз либо дано от природы. Наказание как метод воспитания также очень важно. Но недопустимо применять физическую силу или давить на ребенка морально. Даже если малыш совершил несколько неблаговидных проступков, правильным будет наказывать его только один раз.

В воспитании ребенка ведущей воспитательной мерой должно быть именно одобрение, а осуждение — только вспомогательной. Благодаря этому можно сориентироваться на его лучшие качества, а со временем постараться их улучшить. Необходимо, чтобы ребенок сам мог дать оценку своему поведению.

Если все-таки родители испытывают некоторые трудности в воспитании ребенка, не знают, как поступить в той или иной ситуации, они могут обратиться за помощью к психологу. Им поможет его консультация. Поощрение и наказание ребенка в семье — это два столпа, на которых зиждется воспитание новой личности.

Когда наказывать не надо

В случае, когда:

— дети устали или больны,

— их темперамент раздражает родителей (холерик способен вызвать недовольство настырностью, резкостью, упрямством, но наказывать его за это равносильно тому, что рыжеволосого — за цвет волос); ребенка-флегматика нельзя карать за то, что он медлительный, а сангвиника — за то, что он неугомонный;

— малыш нервный, его не следует наказывать за возбудимость либо плаксивость, а если горластый, то за его громкий голос; да и вообще — недопустимо наказывать детишек за шум;

— не надо использовать наказания, которые причиняют ущерб здоровью, например, лишение прогулки либо посещения спортивной секции;

— нельзя делать выговор, когда ребенок ест, потому что выговор за столом воспринимается им как попрек тарелкой каши или куском хлеба;

— запрещено применять наказание умственной работой либо трудом.

В любой ситуации, даже если она покажется родителю очень сложной и неправильной, надо уважать в своем ребенке личность. Даже когда взрослые наказывают за какой-то совершенный проступок, следует проявлять сдержанность и тактичность. Ребенок, даже не подозревая об этом, совершенными поступками, собственным отношением к наказаниям и поощрениям прокладывает путь к формированию характера.

Поощрять дозированно

Система поощрения и наказания детей в семье должна работать всегда. Желательно, чтобы не было никаких исключений ни в первом, ни во втором случае. А чтобы делать все максимально правильно, родители должны понимать, какие существуют правила наказания и поощрения детей. Именно благодаря их рациональному применению и своевременному дозированному воздействию на ребенка и будет строиться в дальнейшем его жизнь.

По своему воздействию похвала подобна наркотику — ребенок, привыкнув к похвале, будет все время нуждаться в ней. Не должно быть «передозировки».

Когда ребенка не нужно хвалить:

— из жалости;

— за то, чего ребенок своим трудом не достиг (ум, здоровье, красота, сила…);

— желая понравиться;

— два и более раз за короткий промежуток времени.

Как правильно поощрять?

Поощрения и наказания в воспитании детей должны быть строго регламентированы. Нельзя перегибать палку, ибо итог может оказаться совершенно не таким, которого ожидают родители.

Поощрительные действия можно назвать великим искусством воспитания. Причем стать для ребенка и взрослых оно может не только «полезным», но и «вредным». Есть простые правила обучения этому искусству, благодаря которым многие ошибки не будут допущены.

Обязательно направлять похвалу не на личность ребенка, а на совершенный им поступок. Например, если постоянно говорить дочери: «Ты такая чудесная!», ребенок со временем станет ощущать тревогу, что он не настолько идеален, как о нем говорят. Ситуация в дальнейшем может развиваться по двум направлениям:

— не дожидаясь так называемого разоблачения, ребенок сознательно плохим поведением будет стараться доказать, что он (или она) не идеал;

— ребенок перестает быть искренним, начнет подстраиваться под похвалу, будет стараться попадать только в те ситуации, в которых он сможет покрасоваться наиболее выгодной своей стороной.

Поощрение не может быть обещано заранее мамой или папой. Оно должно логически следовать за хорошим поступком со стороны ребенка. Малыша надо научить радоваться своему труду и получать от этого удовольствие, а не ожидать награду.

Финансы, сладости, незаслуженная похвала…

Нельзя выражать родительское одобрение только в эквиваленте финансов. Не надо поощрять ребенка деньгами, если он помог по дому или правильно выполнил домашнее задание. Дети успешно занимаются тем, что искренне выбирают, но если они поймут, что за действием их будет ожидать оплата, творчество закончится, и начнется обычное зарабатывание денег.

Поощрять шоколадкой, тортом, конфетами и иными сладостями недопустимо! Нельзя создавать из еды культ. Для родителей купить печенье проще, чем заниматься с ребенком, но лучше от этого ему не будет.

Не надо хвалить ребенка за обычные, естественные вещи. Если он оделся сам, помыл за собой посуду или покормил домашнее животное, не надо выражать восторг. Ребенок должен понять, что по своей природе он способен на многие действия, причем особенных усилий ему для этого прилагать не стоит. Поэтому похвала в данном случае будет просто неуместной.

Если в семье несколько детей, мама и папа должны убедиться, что другие дети не испытывают чувства зависти или обиды, когда одного из них хвалят и поощряют.

Не стоит незаслуженно хвалить ребенка, чтобы расположить его к себе, потому что итогом может стать абсолютно невыносимое его поведение. А все потому, что дети, почувствовав неискренность, жаждут проявить свою истинную натуру, опровергая похвалу своим поведением.

Ребенок обязательно оценит похвалу, если она искренняя. В следующий раз он будет рад сделать приятное родителям.

Надо научить ребенка быть благодарным даже за минимальный знак внимания, который к нему проявлен, не обращая внимание на денежную сумму, которая на него была затрачена. Нельзя анализировать вместе с ним стоимость подарков, потому что это приведет к серьезным проблемам, которые касаются вопросов нравственности.

Наказание — редко, но за дело

Говоря о том, как должно правильно осуществляться наказание и поощрение детей в семье, надо обратить внимание вот на что. Многие родители убеждены: чтобы прекратить неподобающее поведение ребенка, лучшим воздействием станут немедленные наказания, а не меры профилактики. Следует понимать, что чем реже будет применяться любой из методов наказания, тем он будет лучше действовать. В противном случае детишки научатся лгать, изворачиваться, будут ощущать агрессию и страх. Наказание окажет воздействие в том случае, если оно применяется достаточно редко и соответствует совершенному проступку.

О правилах наказаний

К правилам наказаний можно отнести следующие:

— оно никогда не должно наносить вред здоровью;

— не бывает так, чтобы ребенок не огорчал родителей, на то он и ребенок; не нужно его переделывать и допускать, чтобы он находился в постоянном страхе;

— прежде чем наказывать, родители должны подумать, для чего и зачем они это делают;

— делать выговор по прошествии длительного времени недопустимо;

— если у родителей появилось хоть малейшее сомнение в том, надо наказать или нет, не стоит этого делать;

— ни одно наказание не должно идти в паре с унижением и походить на торжество силы взрослых людей над детской слабостью;

— за один раз допустимо делать выговор только за один проступок; смешивать все вместе — не для детского понимания;

— если ребенок уже наказан, а затем был прощен, впоследствии не должно быть никаких напоминаний об этом.

И самое главное, что должны помнить все родители: нельзя карать ребенка лишением любви!

Вот такими должны быть меры поощрения и наказания ребенка в каждой семье. И при соблюдении всех правил он станет родителям еще и другом.

В заключение

Наказание и поощрение детей дошкольного возраста — процесс не такой уж и трудный, как это может показаться на первый взгляд. Для своего любимого чада родители выбирают какой-то определенный метод. И все-таки очень важно помнить, что наиболее правильное воспитание каждого ребенка осуществляется только с применением всего комплекса воздействий на него.

Нельзя всегда только наказывать или только поощрять, убеждать в чем-то или действовать, исходя из личного примера. Воспитание, вобравшее в себя и наказание, и поощрение детей в семье, должно использовать все методы, но применять их следует, исходя из сложившейся ситуации.

Источник: fb.ru