Понятие физического воспитания зародилось еще в глубокой древности. Первобытные люди, добывая себе пищу и кров, постоянно пребывали в движении и становились все сильнее, быстрее и выносливее. Все это происходило потому, что изо дня в день они выполняли одни и те же физические действия – упражнения. Осознание этого процесса членами племени и легло в основу физического воспитания. Позже люди пришли к пониманию того, что чем раньше человек начинал выполнять упражнения, например, в раннем детстве, тем более совершенным становилось его тело к зрелому возрасту.

Организованная форма физического воспитания зародилась в Древнем Греции. Во времена античности молодежь специально обучали упражнениям, спортивным и военным играм, чтобы она становилась сильнее и выносливее. В нашей статье рассмотрим такие понятия, как физическая культура, спорт, физическое воспитание, подготовка и совершенство. Все они неразрывно связаны между собой и являются частью сложного процесса гармоничного развития личности человека.

Физическое воспитание: определение, понятия, цель, задачи

Для гармоничного развития ребенка необходимы три составляющие: физическое развитие, культурное и духовное. Чтобы быть здоровым и спокойно воспринимать любые потоки энергии, человек должен быть сильным и выносливым. Без сомнения, все три составляющие взаимосвязаны между собой и развитие каждой из них должно происходить равномерно и не в ущерб другим. Но именно физическое воспитание является обязательным условием всестороннего развития личности. Родители допускают большую ошибку, делая упор на эстетическое, нравственное и трудовое воспитание, но забывая о том, что именно в здоровом теле формируется здоровый дух.

Итак, физическое воспитание – это процесс обучения, который направлен на то, чтобы сохранить и укрепить здоровья в ходе двигательной активности. Цель этого процесса состоит в оптимизации физических качеств и личностной культуры человека для реализации заложенного в нем потенциала, а также прививания здорового образа жизни в целом. Физическое воспитание начинается с первых дней жизни человека.

Задачи такого педагогического процесса сводятся к следующему:

  • Укрепление здоровья, профилактика плоскостопия, закаливание, формирование правильной осанки.
  • Овладение техникой выполнения элементарных спортивных упражнений.
  • Развитие двигательных качеств (быстроты, гибкости, ловкости).
  • Приобщение к самостоятельному выполнению физических упражнений, ежедневной утренней зарядки, формирование интереса к спорту.
  • Развитие координации (равновесие, точность и быстрота реагирования на сигналы, ориентирование в пространстве).
  • Формирование знаний по личной гигиене, необходимости соблюдения режима дня, влиянии двигательной активности на состояние здоровья.
  • Воспитание дисциплинированности, решительности, смелости при выполнении физических упражнений.
  • В теории к основным понятиям физического воспитания относятся:

  • Физическое развитие.
  • Физическая подготовка.
  • Физическое совершенство.
  • Спорт.
  • Последнее понятие следует рассматривать отдельно от физкультуры, которая направлена на укрепление физического здоровья. Основная же задача спорта сводится к достижению максимальных результатов и получению наград.

    Рассмотрим все эти понятия системы физического воспитания более детально.

    Принципы физического воспитания

    В процессе достижения поставленной цели большинство педагогов придерживается следующих общих положений системы:

  • Гармоничное и всестороннее развитие личности. На протяжении своей жизни человек должен стремиться к тому, чтобы достичь гармонии. Причем как в духовном, так и в физическом развитии.
  • Развитие связи физического воспитания с жизненной практикой. Этот принцип можно рассматривать с двух аспектов. С одной стороны, физическое воспитание направлено на то, чтобы сделать людей более раскованными в социальном плане, а с другой — оно призвано готовить кадры, которые смогут трудиться с высокой производительностью и отважно защищать свою Родину.
  • Развитие оздоровительной направленности физического воспитания. При разработке системы упражнений важно обеспечить не только сохранение здоровья, но и его укрепление. При планировании тренировочных нагрузок необходимо учитывать возраст, пол и состояние здоровья человека, выполняющего упражнения.
  • Перечисленные выше общие принципы направлены на создание благоприятных условий и возможностей для достижения поставленной цели и задач физического воспитания. Для их реализации используется целый ряд эффективных методов и методик.

    Общепедагогические и специфические методы

    Для развития физических качеств и формирования двигательных навыков и приемов применяется целый ряд средств. Основные понятия методики физического воспитания включают две группы методов: специфические и общепедагогические. Чтобы решить поставленные выше задачи, оптимально сочетать способы и приемы из первой и второй группы.

    К специфическим методам относятся:

  • Строгого выполнения регламентированных упражнений. Этот метод предполагает обязательную организацию деятельности занимающихся людей. Все выполняемые ими действия регламентированы специально разработанной программой, в которой учитывается интенсивность нагрузки, предусмотрены интервалы отдыха, порядок повторения упражнений и т. д.
  • Игровой. В основе этого метода лежит взаимодействие между детьми в процессе выполнения ими физических упражнений или во время спортивной игры. Он позволяет развивать такие качества, как ловкость, инициативность, быстрота ориентировки.
  • Соревновательный. Это метод подобен игре. Он применяется для того, чтобы повысить активность детей, занимающихся упражнениями. Соревнования могут быть контрольными, официальными, командными.
  • К общепедагогической группе относятся:

  • Словесные методы. К этой группе относятся приемы речевого воздействия на занимающихся.
  • Наглядные. Методы этой группы предполагают демонстрацию физических упражнений перед выполняющими их.
  • Физическое воспитание как часть физической культуры

    На протяжении всей жизни деятельность человека должна быть направлена на то, чтобы физически развиваться, совершенствовать свою двигательную активность, укреплять здоровье и придерживаться здорового образа жизни. Всего этого можно достичь путем физического воспитания, развития, подготовки и совершенства. Все вышеназванные процессы представляют собой часть физкультуры. Главная цель этой области социальной деятельности заключается в укреплении здоровья и развитие психофизических способностей человека в процессе его двигательной активности. Таким образом, понятия физической культуры и физического воспитания неразрывно связаны между собой.

    С самого рождения человеку присущи такие качества, как сила, быстрота, выносливость, гибкость, ловкость. Чтобы в этом убедиться в этом, достаточно посмотреть на пятимесячного малыша, который легко подносит свою ногу ко рту. Такой гибкости можно только позавидовать. Но ведь и элементарные упражнения с ребенком мама начинает выполнять практически с самого рождения. Это и зарядка, и массаж, и применение других развивающих методик.

    Понятие физического воспитания в теории предполагает развитие всех человеческих качеств, заложенных природой. Но поскольку этот процесс педагогический, то и характер он носит строго организованный. Таким образом происходит воспитание физических качеств, которые даны ребенку с рождения. Выполняя предусмотреные программой упражнения, он становится более выносливым, сильным, гибким. В процессе такого воспитания происходит обучение ребенка двигательным навыкам и умениям, формирование у него потребности в занятиях физкультурой.

    Физическое развитие

    На протяжении всей жизни человека происходит становление, формирование и изменение морфофункциональных свойств его организма. Это и есть физическое развитие. У каждого человека этот процесс протекает по-разному под непосредственным влиянием возрастных изменений, генетических факторов и условий внешней среды.

    Физическое развитие – это 1 понятие физического воспитания. Оно сопровождается изменениями показателей трех разных групп:

  • Развитие телосложения. В эту группу входят следующие показатели: масса и длина тела, осанка, объемы отдельных частей тела и их формы.
  • Показатели здоровья. При оценке физического развития человека учитываются изменения различных систем организма: нервной, сердечно-сосудистой, опорно-двигательной, нервной, пищеварительной и других.
  • Развитие физических качеств. Эта группа включает показатели силы, выносливости, скорости. Как правило, до возраста 25 лет наблюдается их интенсивный рост. В течение следующих 20-25 лет физическое развитие остается на одном уровне. После 50 лет по мере старения показатели всех трех групп постепенно ухудшаются. В это время может уменьшаться рост, ухудшается состояние здоровья, снижается мышечная масса.
  • Можно с уверенностью сказать, что понятия физического развития и физического воспитания вытекают одно из другого. Их следует применять одновременно. Так, в процессе физического воспитания происходит непосредственное воздействие на физическое развитие человека, его оптимизация и совершенствование. Только с помощью регулярного выполнения упражнений можно добиться улучшения показателей по всем трем группам.

    Физическая подготовка

    При регулярном выполнении упражнений тело человека физически развивается и совершенствуется. Одновременно с этим происходит формирование его двигательных умений и навыков, повышается работоспособность, выносливость. В этом и проявляется следующее понятие физического воспитания.

    Физическая подготовка – это результат использования упражнений, воплощенный в работоспособности и овладении двигательными умениями, а также навыками. Подготовка как одно из понятий физического воспитания может быть общей и специальной. Между ними имеются определенные отличия.

    Общая физическая подготовка предполагает повышение уровня физического развития и двигательной активности для достижения успеха в различных сферах деятельности. Другими словами, человек развивается физически для того, чтобы стать успешнее во всех областях.

    Специальная подготовка направлена на достижение результатов в определенной деятельности, конкретных видах спорта, профессии. В этом случае к двигательным способностям человека могут предъявляться определенные требования.

    Физическое совершенство

    Стремление к идеалу заложено в человеке природой. На этом и основано следующее понятие воспитания – физическое совершенство. Формирование идеала физического развития и подготовленности происходило исторически, в соответствии со сложившимися на определенный момент времени требованиями жизни.

    Для физического совершенства – понятия физического воспитания – основными показателями являются:

  • Крепкое здоровье. Этот критерий основан на том, что только физически здоровый человек сможет быстро адаптироваться к любым, в том числе и неблагоприятным условиям жизни, труда, быта и т. д.
  • Развитое телосложение. Тело физически развитого человека должно соответствовать определенным пропорциям. Особое внимание уделяется правильной осанке.
  • Высокая работоспособность (общая и специальная).
  • Развитие физических качеств.
  • Владение общими двигательными навыками и умениями, способность быстро осваивать новые движения.
  • Таким образом, физически совершенный человек должен быть всесторонне и гармонично развитым, быть здоровым, иметь красивое тело и обладать высокой работоспособностью.

    Спорт в жизни человека

    Следующее понятие физического воспитания принято выносить за рамки физкультуры. Спорт – это соревнования, специальная подготовка к ним, стремление к получению высоких результатов, достижений и наград. С одной стороны, понятие физкультуры включает в себя некоторые виды спорта, связанные с движением и выполнении определенных упражнений. Но с другой стороны, все выполняемые действия имеют целью укрепить здоровье занимающегося, а не добиться каких-то определенных высот или получить награду. Поэтому физкультура и рассматривается отдельно от спорта.

    Понятие физического воспитания среди применяемых в процессе обучения методов включает также и проведение соревнований. Они позволяют сравнивать и сопоставлять возможности человека. Спортивные соревнования всегда строго регламентируются. Они содержат условия выполнения тех или иных упражнений и критерии оценивания, специально разработанные для каждого конкретного вида спорта. Подготовка к соревнованиям осуществляется в форме специальной спортивной тренировки.

    Физическое воспитание ребенка первого года жизни

    Свои первые движения малыш совершает еще в утробе матери. С появлением на свет его двигательная активность только усиливается. Одновременно с этим проявляются рефлексы: хватания, ползания, шагания. По мере развития нервной и опорно-двигательной системы ребенок овладевает своим телом. А чтобы двигательное развитие происходило в соответствии с возрастом необходимо создание условий для физического воспитания малыша. А начинается оно уже с первых дней жизни крохи.

    Понятие физического воспитания детей 1 года жизни включает следующие методы воздействия на ребенка:

  • Массаж. По отношению к маленькому ребенку применяются такие приемы воздействия на поверхность его тела как поглаживание, растирание, разминание, легкое постукивание, поколачивание.
  • Физические упражнения (гимнастика). При их выполнении происходит подготовка опорно-двигательного аппарата к дальнейшим действиям: хватание, бросание, ползание, ходьбы, бега.
  • Особое внимание в процессе физического воспитания грудничка уделяется массажу. Разные его виды оказывают на организм крохи определенное физиологическое действие. Например, поглаживание способствует улучшению циркуляции крови, расширению сосудов, расслаблению. В результате сон становится глубже, а работоспособность восстанавливается быстрее. Если у ребенка нет противопоказаний, начиная с 1 месяца ему назначаются и физические упражнения и массаж в комплексе.

    Характеристика понятия физическое воспитание предполагает регулярное выполнение действий в процессе обучения. Это значит, что занятия с ребенком должны проводиться систематически, в одно и то же время суток, желательно в утренние часы. Массаж нужно выполнять перед физическими упражнениями или чередоваться с ними.

    На втором и третьем году жизни подключаются физкультурные занятия – одна из форм его обучения и воспитания. Они направлены на активное развитие двигательных умений, совершенствование основных движений. Это ползание, катание и бросание мяча, перешагивание через препятствие, игры со взрослыми.

    Таким образом, уже с первых недель жизни ребенка необходимо уделять достаточно времени укреплению его тела, развитию движений и психики.

    Основные понятия теории физического воспитания дошкольников

    Лазанье, бег и ходьба, которые в раннем возрасте только развивались, в садиковский период продолжают совершенствоваться. После 3 лет ребенок вполне может выполнять простейшие упражнения с предметами в руках или же заниматься на тренажерах. Чтобы он физически развивался, необходимо создавать ему все условия для этого.

    В дошкольном возрасте ребенку доступны упражнения на координацию движений, равновесие. С ним можно играть в игры, где нужно бросать и ловить мяч, метать легкие предметы. В этом возрасте в комплекс упражнений необходимо включить бег, прыжки на одной и двух ногах, через препятствие или с небольшой ступени.

    Одним из основных понятий теории физического воспитания является физическое развитие, для достижения которого необходимо стимулировать потребность ребенка в выполнении упражнений. Здесь немаловажную роль играет и пример взрослого. Не нужно запрещать ребенку прыгать и бегать.

    В статье рассмотрены понятия физической культуры, спорта, физического воспитания, которые направлены на всестороннее и гармоничное развитие человека и совершенствование его тела. В процессе обучения повышаются его физические возможности, работоспособность, социальная активность. Физическим воспитанием следует заниматься с раннего детства, постепенно увеличивая нагрузки и создавая условия для освоения новых навыков.

    Источник: fb.ru